Насколько ребенок обладает вышеперечисленными знаниями, выясняется в беседе c ним. Расспросите его:
«Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твоих родителей? Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь? Каких ты знаешь животных? А домашних животных? Каких диких животных ты знаешь? В какое время года на деревьях появляются листья? Что остается на земле после дождя? Чем отличается день от ночи? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? Как, по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей?»
Чем больше положительных и подробных ответов получено, тем выше готовность ребенка к школе.
Определите уровень умственного и речевого развития ребенка.
Понимание грамматической конструкции. Попросите ребенка, прослушав предложение, ответить на вопрос. Произнесите ему предложение: «Петя пошел в кино после того, как почитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок его расслышал. Затем проверяющий задает вопрос: «Что Петя делал раньше — смотрел кино или читал книгу?»
Выполнение словесных поручений. На столе в беспорядке лежат карандаши. Попросите ребенка: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спросите его: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»
Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Попросите его: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.
Изменение существительных по числу. Попросите ребенка: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: «карандаш», а ты должен ответить: карандаши. Понял?». Далее назовите 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Если изменяя слово «книга» (первое из называемых слов), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает «книжки», «много книг» и т. п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга—книги».
Рассказ по картинкам. Перед ребенком в беспорядке положите четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертой — идет в школу). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Оценка результатов. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+»,«-». Промежуточные результаты отмечаются знаком «О».
Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как высокий, если выполнение всех четырех заданий оценено знаком «+»; как низкий, если выполнение трех или всех четырех заданий - знаком «-». В промежуточных случаях уровень оценивается как средний.
0 коммент.:
Отправить комментарий